Приняв предложение о прекращении производства сжиженного природного газа с 2035 года, Еврокомиссия смягчила законопроект об ограничении выбросов автомобилей, который подвергся резкой критике со стороны экологов и расценен как победа автопрома. Так называемые стандарты Евро-7 устанавливают предельные значения загрязняющих веществ, выбрасываемых автомобилями.
Основное внимание здесь уделяется вредным для здоровья выбросам, таким как оксиды азота (NOx) и твердые частицы, а не столько выбросам CO2. Автомобили, фургоны, автобусы и грузовики являются крупнейшим источником диоксида азота и третьим по величине источником твердых частиц.
По данным ЕС, около 70 000 человек ежегодно умирают преждевременно из-за загрязнения воздуха, вызванного дорожным движением. Консорциум экспертов Комиссии, CLOVE, фактически рекомендовал, чтобы новые стандарты включали строгий набор мер, в том числе более жесткие ограничения на NOx и твердые частицы.
Однако в просочившемся проекте, с которым ознакомился EURACTIV, официальные лица Европейской комиссии просто предлагают, чтобы новые дизельные автомобили подпадали под действие тех же стандартов выбросов, что и бензиновые автомобили в соответствии с действующим стандартом Евро-6.
Трудности в цепочках поставок и рост затрат из-за многочисленных кризисов — коронавируса и проблем с энергоснабжением — заставили Комиссию пересмотреть свой первоначальный подход.
«Учитывая текущие геополитические и экономические обстоятельства, был проведен окончательный обзор с учетом текущей ситуации в автомобильной промышленности и потребителях», — говорится в сообщении.
В проекте отмечается, что «спрос на автомобили и их продажи снизились, а потребности в инвестициях для «зеленой трансформации» растут». Это оказало «беспрецедентное давление на цепочку поставок автомобилей», что «поднимает проблемы доступности для потребителей в условиях высокой инфляции».
В результате Комиссия внесла коррективы «для повышения доступности автомобилей» и снижения затрат производителей. Этот шаг — победа автомобильного лобби, которое яростно сопротивлялось резким ограничениям из Брюсселя.
Автопроизводители поставили под сомнение введение строгих новых стандартов для двигателей внутреннего сгорания всего за десять лет до окончательного отказа от производства сжиженного нефтяного газа.
Средства, потраченные на переоборудование двигателей внутреннего сгорания, лучше потратить на расширение линейки электромобилей, заявил генеральный директор Stellantis Карлос Таварес на автосалоне в начале этого месяца.
Но Анна Краинска, менеджер по выбросам транспортных средств и качеству воздуха в экологической организации Transport & Environment, сказала, что отсутствие строгих стандартов до перехода к нулевым выбросам в 2035 году приведет к тому, что на дорогах появятся 100 миллионов автомобилей, загрязняющих окружающую среду.
«Лобби автопрома резко выступало против Евро-7 и использовало различные грязные уловки, чтобы влиять на лиц, принимающих решения. Теперь комиссия уступила их требованиям», — сказала она.
Она назвала проект Евро-7 «моментом дизельных дверей» Европейской комиссии, намекая на скандал с дизельными двигателями, потрясший Европу в 2014 году. По словам Краинска, решение принять более слабые стандарты выбросов ставит прибыль «выше здоровья миллионов европейцев».
Эти опасения высказала и Европейская организация потребителей BEUC, которая назвала решение Комиссии не прислушиваться к рекомендациям экспертов после длительных консультаций «неуважительным».
Робин Лоос, сотрудник BEUC по устойчивому транспорту, также поставил под сомнение решение Комиссии ослабить стандарты из-за опасений по поводу стоимости для потребителей.
«Первоначально предусмотренный сценарий политики предусматривал повышение цен на бензиновые автомобили на 0,8% и на дизельные автомобили на 2,2%. Это очень мало для политики в области здравоохранения, которая приносит пользу миллионам людей».
«В последние годы автопроизводители повысили цены на новые автомобили на 30-40 процентов, чтобы продавать больше моделей премиум-класса. Проблемы цепочки поставок явно оказывают значительное влияние, но можно ожидать, что они ослабнут в течение следующего месяца, задолго до того, как Евро-7 вступит в силу».
Первоначально Евро-7 должен был вступить в силу до конца 2021 года, но теперь ожидается, что закон вступит в силу в 2025 году. В отличие от Евро-6, пересмотренные стандарты также охватывают выбросы сверхмелких частиц, вызванные износом тормозных колодок и аккумуляторной батареи. жизнь.
Стандарты Евро-6, введенные в 2014 г., предусматривают сокращение выбросов NOx для легковых автомобилей на 22 %, а для грузовых автомобилей и автобусов – на 36 %. К настоящему времени выбросы твердых частиц сократились на 28 % для легковых автомобилей и на 14 % для тяжелых. грузовые автомобили.